
Проект в подготовительной группе
«Разноцветная осень»
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления, полученные от природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период; применить приобретенные знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности; развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Разноцветная осень»
Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Проблема
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Цель: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи проекта:
образовательные:
- формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и связями между ними;
- формировать умение наблюдать за природными явлениями и объектами;
- систематизировать знания по теме «Осень»;
- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
- учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием растений;
- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к растениям;
- активизировать мышление, восприятие, внимание, память, речь;
развивающие:
- развивать восприятие, познавательные и творческие способности детей;
- развивать эмоциональную сферу ребенка;
- развивать эстетическое восприятие в общении с природой;
- развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к родной природе.
- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
Задачи для педагогов
- Создать интерактивный плакат по теме «Осень»
- Вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми.
Продукты проекта:
- Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»
- Изготовление гербария
- Праздник осени «Осенний бал»
Методы проекта:
- наглядный, словесный, практический,
- Репродуктивный,
- Информационно-рецептивный.
Предполагаемые результаты
- У детей будет сформировано стремления к исследованию объектов природы, умение делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
- увеличится объем знаний о родном крае;
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы реализации проекта.
Первый этап (подготовительный)
- Проведение мониторинга знаний детей по теме проекта. (опрос)
- Создать предпосылки для проектной деятельности посредством изучения методической литературы.
- Разработка плана проектной деятельности, подбора литературного материала, игр и дидактических пособий.
Вовлечения родителей в реализацию проекта.
Второй этап. Практический.
Рассматривание и сравнение репродукций картин художников: И. И. Левитан «Золотая осень» и И.С. Остроухов «Золотая осень»
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Беседы об осени:
- «Почему деревья сбрасывают листья».
- "Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…"
- «Что мы знаем о лесе».
- «Приметы осени».
- «Как дикие животные к зиме готовятся».
- «Труд людей осенью».
- «Лесная кладовая».
- «Летят перелетные птицы»
- «Ранняя и поздняя осень»
- «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»; экскурсия по территории ДОУ; Экскурсия в осенний парк; экспериментальная деятельность с осенними листьями: «Почему листья осенью желтеют», рассматривание коллекции осенних листьев.
Чтение художественной литературы
- А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»
- К. Бальмонт «Осень»
- А. Майков «Осенние листья»
- Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
- М. Пришвин «Птицы и листья»
- Ю. Тувим "Овощи"
- И. Михайлова «Как обидно»
- М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Пересказ К. Ушинский «Четыре желания»
Пересказ Н. Павлова «Опёнки»
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах (с использованием мнемотаблицы) составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
Пословицы, поговорки, загадки об осени
Сюжетно-ролевые игры
«На прогулке в осеннем лесу»; «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры
«Съедобные и ядовитые грибы» «Времена года»
«Чудесный мешочек» «Вершки-корешки»
«Осенние приметы» «Овощи-фрукты»
«Найди пару» «С какого дерева лист?»
«Четвертый лишний» «Узнай по описанию»,
«Какой сок, варенье?» «Доскажи словечко»,
«Угадай, что где растет?» «Осенние слова»,
«Найди дерево по описанию» «Найди пару»
Подвижные игры:
«Мы – осенние листочки»,
«У медведя во бору»,
«Сажаем-собираем»
«Перелет птиц»,
«К названному дереву беги»
«Гуси-лебеди»
«Огородник»,
Труд
- Совместное украшение группы к осеннему празднику.
- Сбор природного материала на прогулке.
- Посильное оказание помощи дворнику в уборке участка от опавшей листвы.
- Составление букетов из листьев.
- Заготовка земли для посадки растений зимой.
Наблюдения
- «Деревья и кустарники на территории
- нашего детского сада осенью»
- «Осень на участке»
- «Растения цветника осенью»
- «Стаи птиц»
- «Что было сначала, что будет потом?»
- «Ель осенью»
- «Насекомые осенью»
Рисование:
- «Лес, точно терем расписной…»
- «Астры осенью» (рисование восковыми мелками)
- «Осенний натюрморт» (корзина с грибами)
- «Ветка рябины»
- «Разноцветный лес» (штампование листьями)
- «Летят перелетные птицы»
- «Лес, точно терем расписной»
- «Яблоня с яблоками»
- «Осень – щедрая пора»
- «Грустная осень» (Дождь идет)
Лепка:
- «Грибное лукошко».
- «Фрукты-овощи» (витрина магазина)».
- «Пугало огородное»
Аппликация:
- «Осенний натюрморт» (композиция в плетёной корзинке)
- «Аппликация из осенних листьев»,
- «Осенние картины».
- «Кудрявые деревья».
- «Летят перелётные птицы (по мотивам сказки М. Гаршина)».
- Звери готовятся к зиме «Ежи-ежовичи»
- Коллективная работа: «Осеннее дерево», «Лес осенью»
Музыка:
Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковский «Времена года»,
Праздник осени «Осенний бал»
Взаимодействие с родителям:
- Папки-передвижки: «Золотая Осень», «Осенние месяцы».
- Памятки: «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период»,
- Сбор природного материала. участие в выставке поделок из природного материала
Заключительный этап
Выставка поделок из природного материала
Изготовление гербария
Использование интерактивного плаката
Праздник осени: "Осенний бал"
Проведение мониторинга знаний детей по теме проекта (опрос)
В ходе реализации проекта у детей расширились знания и представления об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях, о многообразии и пользе осенних даров природы. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, песнями, музыкой осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; Сформировалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Создан интерактивный плакат, который вызвал у детей живой интерес. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта: Выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия», подготовке к осеннему празднику, организации экскурсии в осенний парк.
Литература:
- Лыкова И.А. Л88 Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208 с, 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
- Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
- Развитие речи детей 5-7 лет. Под редакцией О.С. Сфера 2012 г.
- Открытые мероприятия для детей подготовительной группы
- Автор: Аджи А.В. Издательство: Метода, 2015.