Страница обновлена 27.06.2025

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14"

Страница обновлена 27.06.2025
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14"

Проект в подготовительной группе

«Разноцветная осень»

Актуальность проекта:

 В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления, полученные от природы в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.        Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период; применить приобретенные знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности; развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

        Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

        Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Разноцветная осень»        

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Проблема

У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

Цель: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи проекта:

образовательные:

  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и связями между ними;
  • формировать умение наблюдать за природными явлениями и объектами;
  • систематизировать знания по теме «Осень»;
  • уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
  • учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием растений;
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к растениям;
  • активизировать мышление, восприятие, внимание, память, речь;

развивающие:

  • развивать восприятие, познавательные и творческие способности детей;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка;
  • развивать эстетическое восприятие в общении с природой;
  • развивать коммуникативные навыки;

воспитательные:

  • воспитывать чувство любви и бережного отношения к родной природе.
  • формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;

Задачи для педагогов

  • Создать интерактивный плакат по теме «Осень»
  • Вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми.

Продукты проекта:

  • Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»
  • Изготовление гербария
  • Праздник осени «Осенний бал»

Методы проекта:

  • наглядный, словесный, практический,
  • Репродуктивный,
  • Информационно-рецептивный.

Предполагаемые результаты

  • У детей будет сформировано стремления к исследованию объектов природы, умение делать выводы, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
  • увеличится объем знаний о родном крае;
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы реализации проекта.

Первый этап (подготовительный)

  • Проведение мониторинга знаний детей по теме проекта. (опрос)
  • Создать предпосылки для проектной деятельности посредством изучения методической литературы.
  •  Разработка плана проектной деятельности, подбора литературного материала, игр и дидактических пособий.

Вовлечения родителей в реализацию проекта.

 

Второй этап. Практический.

Рассматривание и сравнение репродукций картин художников: И. И. Левитан «Золотая осень» и И.С. Остроухов «Золотая осень»

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы об осени:

  • «Почему деревья сбрасывают листья».
  • "Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…"
  • «Что мы знаем о лесе».
  • «Приметы осени».
  • «Как дикие животные к зиме готовятся».
  • «Труд людей осенью».
  • «Лесная кладовая».
  • «Летят перелетные птицы»
  • «Ранняя и поздняя осень»
  • «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»; экскурсия по территории ДОУ;  Экскурсия в осенний парк; экспериментальная деятельность с осенними листьями: «Почему листья осенью желтеют», рассматривание коллекции осенних листьев.

Чтение художественной литературы

  • А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • А. Майков «Осенние листья»
  • Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»
  • Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
  • И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
  • М. Пришвин «Птицы и листья»
  • Ю. Тувим "Овощи"
  • И. Михайлова «Как обидно»
  • М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Пересказ К. Ушинский «Четыре желания»

Пересказ Н. Павлова «Опёнки»

 Составление описательных рассказов об овощах и фруктах (с использованием мнемотаблицы) составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;

 Пословицы, поговорки, загадки об осени

Сюжетно-ролевые игры

 «На прогулке в осеннем лесу»; «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры

«Съедобные и ядовитые грибы»                   «Времена года»

«Чудесный мешочек»                                     «Вершки-корешки»

 «Осенние приметы»                                        «Овощи-фрукты»

«Найди пару»                                                  «С какого дерева лист?»                        

 «Четвертый лишний»                                    «Узнай по описанию»,

«Какой сок, варенье?»                                   «Доскажи словечко»,

«Угадай, что где растет?»                              «Осенние слова»,

 «Найди дерево по описанию»                         «Найди пару»

Подвижные игры:

 «Мы – осенние листочки»,

 «У медведя во бору»,

«Сажаем-собираем»

«Перелет птиц»,

«К названному дереву беги»                    

«Гуси-лебеди»

 «Огородник»,

Труд

  • Совместное украшение группы к осеннему празднику.
  • Сбор природного материала на прогулке.
  • Посильное оказание помощи дворнику в уборке участка от опавшей листвы.
  • Составление букетов из листьев.
  • Заготовка земли для посадки растений зимой.

Наблюдения

  •  «Деревья и кустарники на территории
  • нашего детского сада осенью»
  • «Осень на участке»
  • «Растения цветника осенью»
  • «Стаи птиц»
  • «Что было сначала, что будет потом?»
  • «Ель осенью»
  • «Насекомые осенью»

Рисование:

  • «Лес, точно терем расписной…»
  • «Астры осенью» (рисование восковыми мелками)
  • «Осенний натюрморт» (корзина с грибами)
  • «Ветка рябины»
  • «Разноцветный лес» (штампование листьями)
  • «Летят перелетные птицы»
  • «Лес, точно терем расписной»
  • «Яблоня с яблоками»
  • «Осень – щедрая пора»
  • «Грустная осень» (Дождь идет)

Лепка:

  • «Грибное лукошко».
  • «Фрукты-овощи» (витрина магазина)».
  • «Пугало огородное»

Аппликация:

  • «Осенний натюрморт» (композиция в плетёной корзинке)
  • «Аппликация из осенних листьев»,
  • «Осенние картины».
  • «Кудрявые деревья».
  • «Летят перелётные птицы (по мотивам сказки М. Гаршина)».
  • Звери готовятся к зиме «Ежи-ежовичи»
  • Коллективная работа: «Осеннее дерево», «Лес осенью»

Музыка:

Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковский «Времена года»,

Праздник осени «Осенний бал»

Взаимодействие с родителям:

  • Папки-передвижки: «Золотая Осень», «Осенние месяцы».
  • Памятки: «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период»,
  • Сбор природного материала. участие в выставке поделок из природного материала

Заключительный этап

Выставка поделок из природного материала

Изготовление гербария

Использование интерактивного плаката

 

Праздник осени: "Осенний бал"

   

Проведение мониторинга знаний детей по теме проекта (опрос)

 

В ходе реализации проекта у детей расширились знания и представления об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях, о многообразии и пользе осенних даров природы. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, песнями, музыкой осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; Сформировалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Создан интерактивный плакат, который вызвал у детей живой интерес. Большинство родителей приняли   активное   участие   в реализации проекта: Выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия», подготовке к осеннему празднику, организации экскурсии в осенний парк.

Литература:

  • Лыкова И.А. Л88 Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208 с, 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
  • Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
  • Развитие речи детей 5-7 лет. Под редакцией О.С. Сфера 2012 г.
  • Открытые мероприятия для детей подготовительной группы
  •  Автор: Аджи А.В. Издательство: Метода, 2015.

Проект в подготовительной группе «Разноцветная осень»

Конспект ООД по речевому развитию "Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе: "Пересказ рассказа К.Д. Ушинского "Четыре желания" (с использованием мнемотаблицы)