Страница обновлена 11.05.2020
 

 

 

 

 

Картотека

дидактических и подвижных игр

по пожарной безопасности

                                                                             

 

 

 

Дидактические игры по пожарной безопасности

«Опасные предметы – источник пожара»    

 Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Материал: картинки с изображением: свечи, спичек, зажигалки, электрической (газовой) плиты, утюга, розетки.                                                                                                                           

Ход игры: игрокам раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Нужно отсортировать карточки с изображением предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара в одну сторону или коробочку, а в другую, которые являются причиной пожара.

«Чей  предмет»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о профессиях пожарного, врача, милиционера, о необходимых принадлежностях; воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.

Материал: карточки с изображением пожарного, врача, милиционера и различных предметов (приложение 1).

Ход игры: В игру играют до 3 человек. В начале игры дети выбирают, карточки какой профессии они будут собирать. Все карты раскладываются в центре стола. Вынимая из общей стопки по одной маленькой карточке, показывать детям изображенную на ней картинку и спрашивать: «Что это?», «Кому это нужно для работы?» Задача ребенка выбрать карточки, принадлежащие той или иной профессии.

«Где, чья машина»                                                                                 

 Цель: закрепить знания детей о транспорте специального назначения; развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие; воспитывать уважительное отношение к профессии спасателей.

Материал: карточки с изображением пожарного, врача, милиционера и различного вида транспорта (приложение 2).

Ход игры: игра рассчитана на двоих игроков. Карточки делятся между игроками. Первый игрок кладет карточку с изображением человека какой-либо профессии, задача второго подобрать необходимую карточку с изображением соответствующего транспортного средства и суметь объяснить свой выбор.  

«Найди фрагмент»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.

Материал: карточки с изображением картинок пожарной тематики и их фрагментов (см. приложение 3). 

Ход игры: игрок должен соотнести фрагменты картинки с целой картинкой и указкой показать, откуда данный фрагмент.

 

«Найди, что лишнее»

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по принципу функциональности; закреплять знания об электрических приборах и предметах, связанных с огнём.

Оборудование: предметные картинки: электрический фонарик, костёр, электрическая лампочка, спичка, спичечный коробок, топор, стол, свечи, холодильник, дом.

Ход игры: детям раздаются предметные картинки, воспитатель предлагает отложить те, которые не относятся к электрическим приборам и предметам, связанными с огнём.

 

«Доскажи словечко»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.

Ход игры: воспитатель читает текст, игроки договаривают окончание.

Упал на пол уголек,  Деревянный пол зажег,  Не смотри, не жди, не стой,  А залей его… (водой). 

Раскалился если вдруг Электрический утюг,  Что должны вы делать детки?  Вынуть вилку из…(розетки) 

Вторая команда Если младшие сестрички Зажигают дома спички,  Что должны вы предпринять?  Сразу спички…(отобрать) 

Если вдруг пожар возник,  Ты обязан в тот же миг В часть пожарным позвонить,  О пожаре…(сообщить). 

 

«Опасно-безопасно»

Цель: закрепление знаний о  предметах, учит ориентироваться в окружающем мире.

Материал: карточки, состоящих из двух элементов, соединенных с помощью пазл-замков. На левой половинке карточки изображены предметы и действия, а на правой – их название и характеристика (например: игрушки – безопасно; плита-опасно).

Ход игры: игрок должен определить, что опасно для жизни, а что безопасно и соединить картинки. 

 

«Пожарная мозаика» 

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о правилах безопасности в повседневной жизни; воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.

Материал: карточки 1,2,3,4, 5 (см. приложение 4) Ход игры: игрокам раздаются соответствующие карточки.  Карточки №1,2,3 – игрок должен соотнести фрагменты картинки с целой картинкой и указкой показать, откуда данный фрагмент. Карточка №4 – игрок должен найти 10 отличий на картинках. Карточка №5 – игрок должен найти на картинке 2 одинаковых огнетушителя.

«Не ошибись»

Цель: развитие внимания, сообразительности, активизация словаря.

Материал: картинки с изображением корзины, пожарного, торта, пилы, огнетушителя, пакета, кисти, касок, рукава, карандашей, огня, нот, спичек, 01, бинта, масок, букв, расчески, воды, стола, лестницы.

Ход игры: ведущийпоказывает разные картинки (называет слова) участники увидев (услышав) картинки (слова) относящиеся к теме «Пожар».

 

«Если случилась беда»

Цель игры: закрепить знания детей о названиях и номерах служб экстренной помощи (101 – пожарная служба , 102 – милиция, 103 – скорая помощь, 104 – аварийная служба газа); знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться  им дома, во дворе, на улице, на воде и на дороге, учить избегать этих ситуаций.                                        

     Материал: карточки, фишки (см. приложение 5)                                                                                          

 Ход игры: игра рассчитана на двоих игроков. Каждому игроку раздаются по 4 фишки разного цвета. Первый игрок ставит фишку на сюжетную картинку, второй игрок должен поставить фишку такого же цвета на тот номер телефона, который соответствует данной ситуации. Также второй игрок должен объяснить, как избежать опасной ситуации. 

«Кто больше назовет действий»

 Цель: развитие мышления, сообразительности, активизация словаря.

Ход игры: воспитатель называет детям профессии людей, работающих в различных спасательных службах, дети должны назвать профессиональные действия. Затем играющие меняются ролями: воспитатель называет действие, а дети должны ответить, люди каких профессий совершают эти действия.

 

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания, упражнение детей в четком произнесении слов шепотом, развитие дикции.

Игровая мотивация: Для пожарных спасателей очень важно быть внимательными. Например, они должны уметь внимательно выслушать телефонное сообщение и передать его другим сотрудникам четко, без искажений.

Ход игры: дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд.  Ведущий тихо (на ухо) говорит какую-то фразу рядом сидящему (например: В соседнем доме пожар!») тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какую фразу ты слышал?» Если тот скажет фразу, предложенную ведущим, значит, телефон исправлен. Если же фраза не та, ведущий спрашивает всех по очереди, начиная с последнего, какую он услышал фразу. Так узнают, кто «испортил телефон».  Провинившийся занимает последнее место в ряду.

 

 

 

 

 

Подвижные игры по пожарной безопасности

«Огонь»          

Цели игры: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Ход игры: один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жилища — очага и ходит вокруг остальных игроков. Огонь: «Я — Огонь, меня не тронь!» Игроки (в ответ): «Ты зачем ушел из очага, превратился в нашего врага?» Огонь: «Я, Огонь — ваш друг и враг,      Со мной не справиться никак».  После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь, и бегают на его территории. За кругом ловить детей запрещается. Если Огонь поймал своим «пламенем» (кто нарушил покой его очага), то превращает его в Уголек и сажает в свой очаг. Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

«Огненный Дракон»

Цель игры: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, точность, ловкость, смелость.

Ход игры: игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят; «Огонь-дракон, уходи вон!». Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются. Дракон: «Языки огня все ближе, ближе. Нагибайтесь ниже, ниже!» Все игроки увертываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг.

«Вода и огонь» 

Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками.

Ход игры: на расстоянии 10 м. друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой — мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода!» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника.

«Хозяин озера»

Цель игры: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе: совершенствовать координацию движений.

Ход игры: На расстоянии 10—15 м. от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу ведущего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими ведерками. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только один раз в сутки, когда хозяин спит, можно зачерпнуть воды. Водящий при этом считает до пяти. Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера и храпит). В момент неожиданного просыпания хозяин ловит нерасторопных, зазевавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

«Птенчики в беде»

Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему.

Ход игры: на площадке чертится несколько кругов, в них гнезда с птенчиками (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих (юных защитников леса) — собрать все ленточки«искорки», чтобы они не попали в гнезда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены.