Страница обновлена 02.03.2023

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14"

Страница обновлена 02.03.2023
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14"

Развивающие игры для детей

                                                                           Память – процесс сложный, главным образом состоящий из восприятия, хранения и, когда необходимо, вспоминания информации.  Памяти существует несколько видов: зрительная, слуховая и двигательная память. У кого какой орган чувств лучше развит, тот вид памяти и преобладает. У детей до 5 лет преобладает память механическая: т.е. запоминание идет без осмысления информации, чисто механически (вот поэтому многие развивающие методики эффективны именно до пяти – шестилетнего возраста). 

Игры для тренировки зрительной памяти.

1. Выложить перед ребенком полоску из 2 -3 (когда усвоит из 3-4) картинок с геометрическими фигурами. Пусть посмотрит, как следует, запомнит. Затем картинки закрываются и ребенок должен вспомнить, в какой последовательности какие фигуры были выложены. Усложненный вариант (проводится, когда ребенок хорошо усвоил первый вариант): предложить рассмотреть фигуру с некоторыми добавленными элементами. К примеру, квадрат, внутри которого круг, а в круге – треугольник. Затем предложите ребенку воспроизвести (нарисовать) показанную картинку на листе бумаги, не подглядывая.  

2. Похожую игру можно проделать и с игрушками. На столе разложить несколько игрушек. Дать ребенку запомнить их расположение. Затем пусть он отвернется, а вы в это время уберете одну из них, или поменяете местами какиенибудь две. Повернувшись, ребенок должен воспроизвести первоначальное положение, или сказать, какого предмета не хватает. Для тренировки логической памяти. Предложите ребенку удалить из ряда картинок ту, которая не соответствует логическому ряду. Например, среди изображений животных вы положили картинку с изображением насекомого. Ребенок должен понять, что объединяет все картинки и какая не вписывается в логический ряд – ее убрать. 

Игры, направленные на развитие мышления

В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной  деятельности и закрепляющимся в слове.  Развитие мышления ребенка в раннем возрасте протекает в играх,  в общении со взрослыми.

1. Выложите на столе картинки с разными фруктами, животными, насекомыми, в общем, с какими-то объектами. Далее проговаривайте ребенку слова, а его задача выбрать ту картинку, которая соответствует слову. Задачу можно усложнить, называя не само слово, а то, что к нему может относиться, т.е. косвенные признаки. Например, вместо слова лошадь, вы можете имитировать ее ржание, а ребенок должен будет определить, какое животное издает этот звук и найти это животное среди картинок.

2. «Кто, где живет?» Для игры подготовьте карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.). Карточки перемешайте и разложите перед ребенком. Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».

3. «Найди похожее». Для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешайте и разложите перед ребенком. Предложите ему взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?» 

Игры, направленные на сенсорное развитие

Сенсорное развитие – это чувственное восприятие мира, другими словами, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Особое значение сенсорное восприятие имеет для детей до 3-х лет, поскольку они знакомятся с миром именно через органы чувств (чувства также задействованы в эстетическом развитии). Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. 

1. «Разложи кубики по цветам». Предложите ребенку выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам. 

2. «Дразнилки» - игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримасы: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками - движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям. 

3. «Вспомни ощущение». Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано. 

4. «Угадай овощ». В тряпичный мешок, положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка, опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощ или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что и т.д. 

Развивающие игры для детского воображения

Воображение – это очень важная сторона в жизни ребенка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. Значение развитости воображения имеет огромное значение для развития ребенка. 

1. «Придумай фигуру». Ребенку дается набор геометрических фигур: треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить, например образ животного, или человека. 

2. «Раскрась шаблон». Дайте ребенку шаблон (контур) животного, или человека, пусть пофантазирует над его раскраской.

3. «Заверши картинку». Задача ребенка домыслить начатый образ. Т.е. ему дается картинка с изображением отдельных деталей, нужно довести образ до логического завершения.

4. «Что там спрятано». Взрослый берет картину и закрывает основную часть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент (например оставить хвост у лошади, а саму лошадь закрыть). Задача ребенка понять, что там за скрытой частью. Когда варианты озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле.

Развивающие игры для детского внимания у детей первого года жизни внимание – процесс непроизвольный. Т.е. они легко отвлекаются на любые звуки, красочные предметы, одним словом, внимание провоцируется внешними раздражителями. И чем старше становится ребенок, тем он дольше может удерживать внимание на одном объекте. Не последнюю роль в формировании произвольного внимания имеют взрослые.

1. «Нос – пол – потолок». Взрослый произносит слова: «нос», «пол», «потолок», а показывает  либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Ребенок  должен  тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Его задача - быть сосредоточенным на называемом слове и показать в верном направлении.

2. «Повтори движение».  Взрослый показывать движения, которые ребенок должен за ним повторять. Ребенок должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.

3. «Кто стоял в очередь». Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем). Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы одежды, скажем, поменять местами чепчики или фартуки. Что же изменилось в облике - об этом спросите у ребенка.

 4. «Узнай по звуку». Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами. Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.