Страница обновлена 15.08.2020

Конспект образовательной деятельности

 по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

 Пересказ

 (с элементами драматизации) мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

Задачи:

  • Формировать умения слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.
  • Учить детей понимать и передавать эмоциональное состояние героев сказки.
  • Развивать умения обыгрывать фрагменты сказки, подражать звукам, движениям, интонациям персонажей сказки.
  • Закреплять умение составлять описательный рассказ пользуясь в речи глаголами, прилагательными.
  • Развивать умение слушать и понимать речь других.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки, «Как собака друга искала». Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Рассматривание иллюстраций по теме: «Дикие животные», Домашние животные».
  • Настольные игры: «Собери сказку», «Что было дальше», «Животные и их детёныши».
  • Подвижные игры: «Наш весёлый песик», «Мы не скажем, а покажем».
  • Игры-имитации и импровизации на развитие эмоций.
  • Изготовление шапочек-масок животных-героев сказки.

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийное оборудование.
  • Картинка с изображением медведя.
  • Картинка-загадка «Кто-где спрятался» на экране мультимедийного оборудования.
  • Мяч.
  • Шапочки-маски животных, для игры-драматизации.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель загадывает детям загадку:

 «В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.» (ответ детей: собака.)

Воспитатель: Говорят, собака-лучший друг человека. Какую пользу приносит собака людям? (ответы детей: Собака сторожит дом, на Севере возит людей, служит на границе и т.д.)

На экране мультимедийного оборудования появляются картины с изображением на тему: «Собака-друг человека».

Воспитатель: Дети, хотите послушать сказку о том, как подружились человек и собака? (Дети: Да.)

Воспитатель читает сказку.

Входит собачка Филя.

Филя: Здравствуйте ребята. (грустно)

Воспитатель: Ребята посмотрите какой грустный Филя. Что случилось, расскажи, может мы тебе помочь сможем.

Филя: Жил я в лесу один-одинёшенек, скучно мне было. Решил я друга себе найти. Шёл я шёл да из своей сказки и выпал.

Воспитатель: Не переживай Филя, мы с ребятами тебе поможем в сказку вернуться. А пока поиграй с нами в игру «Наш весёлый песик», (дети встают в круг Филя водящий).

Наш весёлый песик                          Водящий идет по кругу влево, остальные    

Поднял кверху носик.                        дети-вправо.

Пёсик к девочке (мальчику) идёт,                                                                                    

Свою лапку подаёт.                         Ребёнок напротив которого останавливается         

-Друга я себе ищу,                          водящий, называет свое имя, пожимая

Познакомится хочу.                        песику лапу.

 

Игра проводится два раза. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель задаёт вопросы детям:

-Почему собаке было скучно в лесу? (ответ детей: собака была одна, у неё не было друзей.)

-Кому собака предлагала дружбу? (ответ детей: зайцу, волку, медведю.)

Воспитатель: Чтобы нам оказаться в сказке надо сказать волшебные слова «Раз-два-три в сказке очутились мы.» Где же лесные жители? Они же немного боятся вот и спрятались. Давайте попробуем их отыскать.

Дидактическая игра «Кто где спрятался?»

Работа по картинке-загадке на экране мультимедийного оборудования.

Воспитатель: Встретила собака зайца в лесу и говорит она ему.

Дети надевают шапочки-маски для пересказа эпизода встречи собаки и зайца. Игра-импровизация «Кто из животных как передвигается» (мышка).

Воспитатель:

Вскоре утро наступило,

Собака наша загрустила,

Стала думать и гадать,

Где ей друга поискать.

 

Дидактическая игра «Кто где живет? (игра проводится в кругу с мячом)

Воспитатель: По лесу шла собака долго, встретила в овраге волка.

(Дети надевают шапочки-маски для пересказа эпизода встречи собаки и волка.)

Воспитатель: До утра недалеко, найти друга нелегко. Ребята давайте поможем встретится собаке с медведем, расскажем, что мы знаем про медведя.

На магнитной доске изображение медведя закрыто квадратами, дети рассказывают про медведя и постепенно открывают изображение.

(Дети надевают шапочки-маски для пересказа эпизода встреча собаки и медведя.)

Воспитатель:

- Почему собака не могла найти друга среди животных: зайца, волка и медведя?

-Стал человек для собаки другом?

-Как человек заботится о собаке?

Воспитатель:

 С тех пор человек и собака вместе живут,

А люди собаку другом зовут. Давайте скажем Филе добрые слова:(дети берутся за руки и встают в круг, Филя стоит в кругу дети говорят добрые слова касаясь Фили руками).

Вот мы и помогли Филе найти свою сказку, найти настоящих друзей.