Страница обновлена 28.07.2020

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе

тема:

«Созвездие Большая Медведица»

 

Программное содержание:

 

  • Обобщить представление о звёздах, солнце, планетах.
  • Познакомить с символикой созвездия Большая Медведица, принятой астрономами с древнейших времён.
  • Учить находить на карте звёздного неба Полярную звезду.
  • Учить составлять созвездие Большая Медведица, используя знания, полученные ранее на других занятиях (ориентировка в пространстве, использование мерки).
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания.
  • Вызвать у детей интерес к занятию, желание получить новые знания.

Материалы и оборудование:

  • Карта-схема звёздного неба
  • Условные обозначения: (мерка); (звезда) (полярная звезда)

 

Ход  организованной образовательной деятельности:

Воспитатель:

  Сегодня утром мы получили письмо. На конверте написано Д/С №14, детям подготовительной группы. Как вы думаете, от кого мы могли получить письмо? (от гнома-астронома Кнопкина.)

Воспитатель открывает конверт, читает письмо.

Дорогие ребята!

Юные друзья астрономии, сегодня я для вас приготовил очень интересное задание. Правильно ответив на мои вопросы вы сможете составить одно из созвездий звёздного неба. Я показываю вам, где находится первая звезда созвездия, дальше ориентироваться в звёздном небе вам поможет схема, расстояние между звёздами измеряйте с помощью специальной мерки.

Желаю удачи!

Ваш друг, гном-астроном Кнопкин.

Воспитатель:

Ещё в древние времена люди глядели на небо и представляли себе, что из точек звёзд получаются рисунки. Эти звёздные рисунки они называли созвездиями.

Вопросы детям:

1.Что представляют собой звёзды? Почему Солнце ярче звёзд? (находят первую звезду на схеме.)

2.Как называют широкую светлую полосу на звёздном небе, почему? (Млечный путь)

Млечный путь прорезал ночь,

Как лыжня в снегу точь-в-точь.

Он искрится и сверкает,

А под утро в небе тает.

(от первой звезды одна мерка наискосок вверх вправо).

3.Следующий вопрос на тему «Семья планет»

Скажите сколько планет вращается вокруг Солнца? Назовите соседей планеты Земля? (от второй звезды одна мерка вправо).

4.Откуда известно, что Земля-шар? (от третьей звезды две мерки вправо).

5.Почему на Земле происходит смена дня и ночи и смена времён года? (от четвёртой звезды одна мерка наискосок вниз вправо).

6.Что больше: Солнце или Луна? (от пятой звезды одна мерка вправо)

7.Почему на Луне видно лицо? (от шестой звезды одна мерка наискосок вверх вправо).

Воспитатель: Какое же созвездие зажглось на нашем звёздном небе? (Большая Медведица). Четыре звезды образуют ковш, а ещё три- ручку.

В созвездие Большой Медведицы входят многие звёзды менее яркие и заметные, чем семь звёзд, образующих ковш.

Если провести вверх прямую линию от двух самых дальних от ручки ковша, то мы увидим Полярную звезду. Она очень яркая. Эта звезда ещё в древности помогала путешественникам правильно находить дорогу. Если вы увидите Полярную звезду на небе, то перед вами север, а за спиной юг. Полярная звезда входит в другое созвездие, Малой Медведицы.

Большая Медведица бродит в ночи,

Зовёт медвежонка, ревёт и кричит.

Её медвежонок по небу плутал,

Плутал он и Малой Медведицей стал.

Любуясь звёздным небом люди сочиняли легенды и сказки.

Вы хотите узнать одну из них?

В этой легенде говорится о том, как могущественная и злая волшебница превратила красивую девушку по имени Каллисто в Большую Медведицу.

А в Малую Медведицу, злюка превратила преданную служанку Каллисто.

С тех пор служанка всё время сопровождает свою госпожу. Поэтому Малая всегда находится рядом с Большой Медведицей.

Воспитатель предлагает детям составить созвездие Большая Медведица.

(Работа детей за столами)