Страница обновлена 03.11.2019

 

Консультации для педагогов ДОУ

1.«Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

2. «Обучение детей правилам дорожного движения»

3. "Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения"

4.  «Использование ИКТ в работе по профилактике безопасности дорожного движения в ДОУ»

5. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».


6. «Типичные ошибки при обучении детей ПДД»

7. Игра «Что? Где? Когда?» с педагогами ДОУ


 

«Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

 

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Эго заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил – это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.

Жизнь детей, их здоровье, забота о них – это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. Необходимо в каждом родительском уголке иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГИБДД, информация которого будет напоминать:

 - нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;

 - следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду;

 - надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения;

 - взаимоуважение водителя и пешехода – это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий.

Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно- транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Причиной ДТП являются:

 - переход перед близко идущим транспортом; переход в запрещенном месте; невнимательность пешеходов;

 - хождение по проезжей части при наличии тротуара.

 

Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали. Среди жертв дорожных происшествий более 20 % — дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно недалеко от дома – примерно половина случаев в радиусе 600 метров от дома. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно- транспортных происшествий, особенно велико.

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они должны закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге. Им можно рекомендовать это сделать через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, нужно помнить, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице.     

Родителям следует рассказать, что к концу дошкольного детства дети должны знать ответы на следующие вопросы:

1. Из каких частей состоит улица?

2. Что такое перекресток?                           

3. Зачем нужны тротуары?

4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?

5. Когда и где можно переходить улицу?

6. Зачем нужен светофор?

7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора?

8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем?

9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?

10. Где можно кататься на велосипеде?

11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

 

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.

 

Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации. Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями можно взаимодействовать и через общие собрания, через семинары- практикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работе по изучению с дошкольниками правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей, например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГИБДД, школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме.

Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.

 

 

«Обучение детей правилам дорожного движения»

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.) Именно поэтому детский травматизм остается приоритетной проблемой общества. С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.

Ребенок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития. И не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственно взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навыка осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.

Перед началом работы, поставила перед собой цель: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию дорожном движении.

Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:

 - Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, посредством изготовления атрибутов.

 - Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.

 - Научить детей своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения

 - Формировать у детей соответствующие знания, умения и навыки к успешному овладению азбукой дорожного движения.

Для работы необходимо:

 - Подготовить информационный материал по теме: «Знакомство с правилами дорожного движения для детей и взрослых».

 - Оформить предметно-развивающую среду группы активизирующим игровым и дидактическим материалом.

 - Совместно с родителями в группе оформить уголок по правилам дорожного движения.

 - Подготовить методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, спектаклей, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.

 - Оформить дидактический материал: настольные игры, дорожные знаки, комплексы занимательных игр и упражнений, книги, раскраски, энциклопедии.

 - Организовывать и проводить интегрированную образовательную деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

 - В игровой и продуктивной видах деятельности использовать макеты по правилам дорожного движения.

В младшей группе познакомить детей с транспортом и его назначением. При изучении светофора объяснить значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение. На прогулках проводить наблюдение за движением транспорта, пешеходов, учить детей различать транспортные средства по названию и величине (большой и маленький), легковой автомобиль, автобус, трамвай и др. Объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. На занятия в группе использовала наглядное моделирование дорожных ситуаций. Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучать их определять место нахождения предметов и их размеров.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжить обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объяснить, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показывать детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, светофор. Во время игровой деятельности составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовать иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагать детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).

С детьми старшего дошкольного возраста продолжать знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов, а также с основными понятиями дорожного «словаря». Во время экскурсий по улицам города обращать внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следить за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Во время игр в группе использовать наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент. Интересной и эффективной формой работы стала организация игр соревнований: «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил»; инсценировок: «Мы едем, едем, едем….»; «В стране светофории», «Школа светофорных наук». Использовала в игровой деятельности детей макеты «Парковка», «Улицы города», «заправочная станция». Проводила сюжетно – ролевые игры: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция», «Автомойка».

На протяжении всего времени стараться превратить обучение в увлекательную игру. Всю работу проводить планово, систематически, охватывая все виды детской деятельности.

К проведению данной работы привлекать родителей. На родительских собраниях ознакомить со значением, важностью и необходимостью обучения детей правилам дорожного движения. Регулярно проводить беседы, давать рекомендации, кроме того, использовать такие формы работы как: анкетирование, консультации, совместное изготовление атрибутов. 

Приглашать родителей на открытые занятия, совместные развлечения, экскурсии по ПДД.

В результате: расширять кругозор воспитанников, повысилась социальная компетенция дошкольников, повысить культуру поведения детей на улице и в общественном транспорте, укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, воспитанники приобретают навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой, учить оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.

 

 

«Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»

 

Цель: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов.

Задачи:

 - закреплять знания педагогов по ПДД в игровой форме;

 - способствовать расширению кругозора и приобретению навыков поведения на улице;

 - развивать творческую активность, смекалку, изобретательность педагогов;

воспитание взаимоотношений и взаимоподдержки в коллективе;

 - поддерживать интерес к изучению правил дорожного движения

Уважаемые, коллеги Добро пожаловать! Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Я считаю, именно поэтому работа в данном направлении должна вестись  не только с детьми и родителями, но и с педагогами. Выражаю надежду, что наше общение пойдет на пользу всем его участникам, и мы совместными усилиями сможем обучить детей ПДД и предотвратить увеличение количества ДТП с участием детей.

Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.

Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Эта система обучения должна решать следующие задачи:

• Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

• Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

• Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но и, занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т.д. Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:

- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность;

- научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;

- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;

- Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно- образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

Ребенок – пешеход;

Ребенок – пассажир городского транспорта;

Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

 - организованные формы обучения на занятиях,

 - показ презентаций,

 - проведение интерактивных игр,

 - совместную деятельность взрослого и ребенка,

 - самостоятельную деятельность ребенка,

 - воспитание навыков поведения,

 - ознакомление с окружающим,

 - развитие речи,

 - художественную литературу,

 - конструирование,

 - изобразительное искусство,

 - игру,

 - проектную деятельность.

Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма:

 - не глядя, выбегают на проезжую часть из-за стоящего предмета;

 - смотрят по сторонам небрежно;

 - не оглядевшись, начинают движение;

 - оценивают обстановку без поворота головы;

 - делают шаг назад, не глядя;

 - немедленно реагируют, когда кто-то их позовёт или они кого-то увидят;

 - перебегают проезжую часть, не останавливаясь;

 - двигаются по кратчайшему пути, а не по безопасному;

 - совмещают движение с разговорами, с рассматриванием яркого транспорта или игрушек у другого пешехода;

 - держат руку взрослого небрежно, а порой пытаются вырваться и бегом закончить переход;

 - проявляют недисциплинированность, толкаются и т.д.

         На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация налево- направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Главную роль играет методический кабинет, который создаётся для оказания повседневной и целенаправленной методической помощи воспитателям в работе с детьми и родителями, в том числе и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Там находятся обобщённые материалы, вместе с собственным опытом представлен опыт работы других детских садов города. Большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД; разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;

- в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

В дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.

 

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

 

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения стой ил иной возрастной категорией детей. Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:

• Набор транспортных средств

• Иллюстрации с изображением транспортных средств

• Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

• Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

• Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

• Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

• Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

• Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

• Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

• На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

• Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

• Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или)троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

• Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

• Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

• Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

• Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге.

Уголок может быть оформлен так:

1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации

3. Книжка-раскладушка

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

• «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»

• «Внимание – мы ваши дети!»

• «Ребёнок имеет право жить!»

• «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма  городе

2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сади обратно с родителями

Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.

 

 «Использование ИКТ в работе по профилактике безопасности дорожного движения в ДОУ»

 

Применение ИКТ позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, а также предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

В своей практике использую:

  1. Компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками.

Для большей эффективности каждая презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД.

  1. Обучающие мультфильмы.

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка. Например, в старшей группе – «Смешарики изучают Правила дорожного движения»; в подготовительной группе – «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)».

  1. Дидактические игры.

Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

  1.  При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе можно применять информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.
  2. Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности. Появление информации на экране в игровой форме постановка проблемной ситуации вызывает у детей огромный интерес, желание помочь герою, является стимулом познавательной активности детей.
  3. Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается» и т.д. Воспитанники напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения. В качестве примера можно прослушать песню «Светофор».
  4. Решение игровых ситуаций. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием решают проблемные ситуации, возникшие на дороге. Таким образом, они становятся полноправными участниками дорожного движения.

Хотелось бы уделить особое внимание в использовании ИКТ при работе с родителями.

  1. Оформление родительских уголков. В соответствии с пройденной темой, в родительском уголке вывешивается информация для родителей.
  2. Совместное изготовление листовок, брошюр при проведении проекта «Фликер детям – лучший друг на свете». Родители приняли активное участие в поиске информации, тем самым повысили смвои знания в данном разделе.
  3. Мультимедийные презентации (брейн-ринг «Знает правила семья, значит знаю их и я»)
  4. Разработка анкеты для родителей «Осторожно, дорогас целью выявления уровня знаний родителями правил дорожного движения

 

 

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

 

        Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

        На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические:

Ребенок до 8 лет ещё плохо распознает источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и с права остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1с. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на этого нужно лишь четверть секунды.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические:

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как игрушечные).

Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка уже в школе постепенно.

Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок доля других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

        Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания о ППД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

        Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

                Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

        Первая младшая группа.

Содержание работы:

Знакомить с видами транспорта (автобус, трамвай, грузовик, поезд, легковая машина); учить  называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Дать детям представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перевозят песок картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»), что поезд ездит по железной дороге (по рельсам).  Знакомить с профессиями людей, управляющих транспортом (машинист, шофер). Дать детям представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка – дорога для транспорта. Знакомить с цветами: красным и зеленым, со светофором. Детям при этом можно пояснить, что красный и зеленый цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный-зеленый» пояснять детям, что если показываем красный кружок – надо стоять, а если зеленый – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.

Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ.литературы: А.Барто «Грузовик». Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Машины едут», «Бегите ко мне», «Поезд», «Воробушки и автомобили».

Дидактические игры:

«Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор», «Найди свой цвет» (Закреплять умения находить предметы зеленого и красного цвета), «Найди и собери» (На знание частей машины», «Угадай на чем повезешь», «Найди машину, которую назову», «Правильно-неправильно», «Разрешено – запрещено».

Развивающая среда:

Набор транспортных средств. Иллюстрации с изображением транспортных средств, картинки с изображением частей машины. Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.

Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).

Во второй младшей группе продолжать знакомить детей с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями, маршрутными такси).  Закреплять знания детей о том, какой транспорт ездит по дороге, а какой по рельсам, чем отличаются грузовые и легковые машины.

 Дети второй младшей группы уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребенка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, постепенно знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте,  должно стать привычкой.

В этой группе нужно знакомить детей со значением светофора, со  всеми цветами: КРАСНЫМ, ЖЕЛТЫМ И ЗЕЛЕНЫМ, с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Необходимо объяснить, чем различается проезжая часть дороги и тротуар. Знакомить с правилами поведения на улице.

Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: А.Барто «Грузовик», В.И. Мирясов «Легковой автомобиль», «Грузовой автомобиль»,  «Автобус», «Троллейбус» и др., С.Михалков «Если цвет зажегся красный», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит». С.Маршак «Светофор», Б. Заходер «Шофер» и др. Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», «Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».

Дидактические игры: «Собери машину», «Светофор», «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку» (на знание транспорта), «Угадай на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – неразрешено» и др.

Развивающая среда:

Простейший макет улицы (желательно крупный): тротуар, проезжая часть, светофор.

Картинки с рамными видами транспорта, с изображениями частей машины, с изображением опасных ситуаций на дороге (мяч на дороге, катание детей с горки на санках около дороги и т.д.).

Трехцветный светофор.

Атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм (руль, маски, шапочки и т.д.).

Средняя группа:

Содержание работы:

В средней группе необходимо закреплять знания об общественном транспорте, знакомить со специализированным транспортом:   пожарной машиной, милицейской машиной, скорой помощью.

Знакомить с дорожными знаками: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, подземный переход, двустороннее движение, дети. Правилами поведения в общественном транспорте. Знакомить, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать на дороге. Ориентировать в том, что движение машин может быть односторонним и двухсторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знакомить детей с «островком безопасности», с его назначением. Познакомить с перекрестком.

Продолжать знакомить с назначением светофора и всех его сигналов.

Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.

Во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернуть голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Формы работы:

 Рассказы воспитателя о видах транспорта, о правилах безопасного перехода улиц (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: произведений С.Михалкова, Н.Носов  «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», С.Усачев «Домик у перехода», «Дорожная песня»,  В.Головко «Правила движения», В.И. Мирясов (стихи про транспорт).

 Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Я – шофер», «Пешеходы и водители», «Перекресток» и др.  Просмотр кукольного спектакля. Проведение спортивного праздника «Зеленый огонек».  Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами. Игры с макетами микрорайона, на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».

Дидактические игры:

«Найди свой цвет», «Собери светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Правила поведения», «Путешествие на машинах», «Дорожные знаки», «Знай и выполняй правила поведения» и др.

Развивающая среда:

Макет транспортного светофора (плоскостной).

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.

На макет улицы необходимо нанести пешеходный переход, островок безопасности.

Крупные и мелкие дорожные знаки.

Картинки на классификацию видов транспорта.

Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».

Фланелеграф: дорожные знаки, машины.

Старшая группа:

Содержание работы:

Детей старшей группы знакомить с  информационно-указательными, предупреждающими и запрещающими дорожными знаками, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке.

 Изучать работу регулировщика. Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Учить свободно ориентироваться на дороге.

Формы работы: Рассказ воспитателя о  правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт», А.Дорохов «Зеленый, желтый, зеленый», А.Усачев «Дорожная песенка», Я.Пушунов (про транспорт), С.Михалков «Скверная история». В.Кожевников «Светофор» и др.

Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Я шофер», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке.  Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за  работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили». Развлечения по правилам дорожного движения.

Дидактические игры:

«О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятан знак?». «Перекресток», «Наша улица», «Умные знаки», «Какие бывают машины», «О чем говорит…», «Дорожные знаки для пешеходов», «Красный, желтый, зеленый» и др. 

Развивающая среда:

Макет перекрестка. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети смогут сами моделировать улицу.

Набор дорожных знаков, в который обязательно должны входить такие дорожные знаки, как информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Кроме того, если в старшей группе знакомят с работой регулировщика, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ГИБДД, фуражка, шапочки-машины или жилеты-машины.

Подготовительная группа:

Содержание работы:

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются.

Детей подготовительной группы знакомить с особенностями труда водителей различного вида транспорта и правилами поведения водителей на дороге; о том, что есть на дороге «островок безопасности», с его назначением; с особенностями движения транспорта на перекресте, с работой регулировщика; знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знакомить со всеми дорожными знаками: информационно-указательными, запрещающими, предупреждающими и предписывающими, со знаками сервиса. Дать знания о назначении поста ГИБДД на дороге, о работниках ГИБДД. Учить использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, на макетах микрорайонов.

Формы работы: Рассказ воспитателя о  правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы:  -//-, Кожевников «Светофор», И.М.Серяков «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог», Я.Пишумов «Это улица моя» и др.

Рассматривание картин «Улицы города», «Кем быть?». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Автобус», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке.  Игры-моделированиятс макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за  работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Встречи с сотрудниками ГИБДД. Литературные викторины, КВН, развлечения по ПДД. Проведение подвижных игр: «Воробушки и автомобили» и др.

Дидактические игры:

«Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица» и др.

 Содержание развивающей среды более усложняется:

Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер).

Организовывается окно выдачи водительских удостоверений детям, которые сдали  экзамен по ПДД.

Хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также наборы иллюстраций по различным темам, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями.

Настольно-печатные игры (игры с правилами – «ходилки», лото, домино и т.д.).

Альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо выть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

В каждой группе – детская художественная литература по тематике дорожного движения.

Работа с родителями:

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводить совместно с родителями.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями.

В одних случаях это могут быть консультации или дискуссии на родительских собраниях, индивидуальные беседы в часы, когда родители приходят за детьми, о проводимых в детском саду занятиях по ПДД. Можно знакомить родителей с материалами по ПДД через наглядную информацию в «уголке безопасности».

Уголок для родителей должен содержать:

Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.

Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.

 Рассказы детей о поведении на дороге.

Уголок может быть оформлен так:

Единый стенд (размер зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.

Книжка-раскладушка (или ширмы).

Памятки и т.д.

Представленный на стендах материал можно распределить по рубликам, например «Внимание, дети!» и «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад», «Для Вас родители» и др. Рубрики и наиболее значимая информация должны быть выделены яркими, привлекающими внимание детей красками (обычно оранжевого, красного, желтого цветов). Материалы «уголка безопасности должны быть актуальными, полезными, интересными и хорошо оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, красочные иллюстрации.

 

 

«Типичные ошибки при обучении детей ПДД»

 

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

 

Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД

 

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка- (машина, транспорт), дорожка – (проезжая часть) и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

 

♦ Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов).

 

Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

 

Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

 

1.Обходи троллейбус, трамвай спереди, автобус – сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2.При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3.Красный сигнал светофора – «стой», желтый – «приготовиться», зеленый – «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый – не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4.Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.

5.Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6.Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне.

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

- учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

- объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине;

- разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры

Игра «Что? Где? Когда?» с педагогами ДОУ

Задачи:

 - закрепить у педагогов знание правил дорожного движения;

 - повторить названия и значение дорожных знаков;                                                                                                                   

 - напомнить к чему может привести нарушение правил дорожного движения; 

  – воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому;                                                                                               

 - закрепить навыки творческого рассказывания, построения высказываний-рассуждений;

 - развивать логическое мышление,

 -  учить «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении.

В: Добрый день, уважаемые знатоки правил дородного движения. Сегодня мы с вами проведем игру, которая поможет нам укрепить наши знания в этой области, а может даже и узнать что-то новое. Разрешите представить наше многоуважаемое жюри.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

­__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В: Против вас сегодня играют работники нашего детского сада. Напомню правила – каждой команде задается вопрос. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Итак, начинаем. Для начала команды – придумайте себе названия, соответственно теме нашей сегодняшней игры, выберите капитана! Время 30 секунд!

 Мы начинаем! Первый раунд. Внимание на экран! Против вас играет заведующая нашим детским садом – Ирина Вячеславовна. Первый раунд нашей игры называется «По дорогам сказок». Вам предлагается вопрос для обсуждения, время обсуждения 30 секунд.

  1. день рождения.

Сегодня день рождения Винни-Пуха. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу. Какие ошибки допустил Вини-Пух?

(ДЕТЯМ ДО 14 ЛЕТ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ ЗАПРЕЩЕНО. ДЕТВОРЕ ЕЗДИТЬ МОЖНО ВО ДВОРЕ)

         2. Колобок на дороге.

По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?»

(ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗРЕШЕНО ЕХАТЬ ПО ДОРОГЕ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ)

В: Второй раунд, внимание на экран. Против вас играет методист нашего сада – Валентина Витальевна. Раунд называется «вопрос-ответ». Вам предлагается ответить на три вопроса по очереди без времени на обсуждение.

  1. Из какой книги эти строчки:

«Рассуждать Степан не стал,

Светофор рукой достал,

В середину заглянул,

Что-то где-то повернул?» («ДЯДЯ СТЕПА»)

2. В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

3. Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»)

4. В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? («ДОКТОР АЙБОЛИТ», ЗАЙЧИКУ)

5. Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК)

6. Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ)

В: Третий раунд. Внимание на экран! Против вас играет охранник нашего сада – Петр Андреевич. Этот раунд называется «Собери знак». Каждой команде раздается пазл из нескольких частей. Необходимо как можно быстрей собрать его и правильно назвать.

1 команда – осторожно, дети!

2 команда – железнодорожный переезд со шлагбаумом

В: Следующий раунд. Внимание на экран. Против вас играет – инструктор по физическому воспитанию – Ольга Рафаиловна. Раунд называется «Автомобили». Знатоки выстраиваются друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего. Первый – водитель, остальные – «прицеп». Игроки двигаются между предметами. Побеждает та команда, которая быстрее пришла к финишу. 

В: Раунд «Придумай знак». Против знатоков играет кладовщик Христина Альбертовна. Ваша задача за 3 минуты придумать и нарисовать знак, затем рассказать, что это за знак и зачем он нужен. Время!!!

В: Шестой раунд.  Внимание на экран. Против вас играет секретарь нашего сада – Софья Борисовна. Раунд называется «Угадай-ка». Я показываю знак, а вы отвечаете, как он называется.

1 команда – светофорное регулирование, опасный поворот, главная дорога, движение на велосипедах запрещено, движение прямо или направо.

2 команда – въезд запрещен, дорожные работы, ограничение минимальной скорости, место остановки автобуса, место для разворота

Жюри подсчитывает предварительные итоги, а у нас физкультминутка «светофор». Я буду показывать сигналы светофора, а вы должны выполнять определённые действия.

Красный – стоять и маршировать;

Желтый – поднимать руки вверх и хлопать;

Зеленый прыгать на месте.

В: Внимание, знатоки! Черный ящик. Уважаемые знатоки, в черном ящике находится топливо на котором ездил автомобиль, изобретенный приятелями Незнайки Винтиком и Шпунтиком. Что находится в черном ящике? Время 30 секунд. Правильный ответ запишите на листок!

В: Восьмой раунд. Внимание на экран. Против вас играет старшая медсестра нашего сада – Нина Сергеевна. Раунд называется «Исторический музей». Каждой команде предлагается по пять вопросов. Время для обсуждения 20 секунд.

1. Как звали первого на земле пешехода? (Адам)

2. Верите ли вы, что в начале 20 века водители, чтобы заправить свой автомобиль, подъезжали к аптеке, где покупали бутылочку бензина? (да)

3. Где появился первый светофор? (В Лондоне)

4. Как в простонародье называют рулевое колесо автомобиля? (Баранка)

5. Какая машина была у папы дяди Федора из мультфильма про Простоквашино? (Запорожец)

1. Верите ли вы, что на Западе уже изобрели автомобили, которые могут перешагивать через канавы и трещины в дороге? (нет)

2. Имя какого гонщика «формулы 1» уже стало нарицательным? (Михаэль Шумахер)

3. Верите ли вы, что в Москве установлен памятник начинающему водителю в виде чайника? (да)

4. В каком итальянском городе нет автомобилей? (В Венеции. Там гондолы и катера)

5. Чего, согласно «Песенке шофера», не страшится настоящий водитель? (ни дождя, ни слякоти).

В: Следующий раунд. Внимание на экран! Против вас играет повар нашего сада – Ольга Николаевна. Раунд капитанов. Капитаны выйдите пожалуйста. У вас на листке таблица. Слева написаны виды транспорта. А справа их описание. Вам необходимо стрелочками соединить вид транспорта и его описание. Время - одна минута.

«Колесница», «Омнибус», «Карета», «Автомобиль», «Колымага».

• Когда человек в Египте приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, то родился первый пассажирский экипаж. Как он назывался? (колесница)

• Французский физик Паскаль предложил новый вид больших многоместных экипажей. Как они назывались? (Омнибус)

• В 15 веке повозке прикрепили ремни. Кузов, как люльку, подвешивали к изогнутой раме повозки, что заметно смягчало движение. Что это за транспорт? (карета)

• В 1891 году по одной из улиц Одессы, пыхтя и громыхая, двигался странный экипаж, который вызвал всеобщее изумление и смятение. Пешеходы в испуге жались к стенам домов. По внешнему виду экипаж почти совсем не отличался от обыкновенной коляски. Что это было? (автомобиль)

  • Закрытый летний экипаж, обыкновенно назначавшийся для женщин и детей боярских и дворянских семейств. (колымага)

В: Десятый раунд. Против вас играет врач Татьяна Александровна. Раунд называется «Помоги пешеходу». В конвертах лежат ситуации. Ваша задача написать алгоритм действия в данной ситуации. У вас есть минута. Время!

1 команда:

Алгоритм действий:

  1. Вызвать полицию, скорую;
  2. Разогнать очевидцев;
  3. Осмотреть, определить уровень сознания;
  4. Нащупать пульс;
  5. Наложить жгут выше места раны, ждать приезда скорой;
  6. Жгут накладывается на один час и не на кожу

 

                     2 команда:

                     Алгоритм действий:

  1. Вызвать полицию, скорую;
  2. Разогнать очевидцев;
  3. Осмотреть, определить уровень сознания;
  4. Нащупать пульс;
  5. Наложение твердой шины выше раны, приложить холод. Шина накладывается таким образом, чтобы было захвачено два сустава.
  6. Ждать приезда скорой.

 

 

В: И последний раунд. Против вас играет заместитель директора по хозяйственной части – Ирина Алексеевна. Раунд называется блиц-опрос «Скоростное шоссе». Вы должны дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы для 1-й команды

1. Сердце машины (мотор)

2. Главная автомагистраль (шоссе)

3. Знак, обозначающий «Проезд запрещен» (кирпич)

4. Край дороги (обочина)

5. Изменение направления движения (поворот)

6. Наказание за нарушение ПДД (штраф)

7. Заторы транспорта на дороге (пробка)

8. Животное, обозначающее переход дороги (зебра)

9. Пересечение двух дорог (перекресток)

10. Транспорт, выравнивающий дорогу (каток)

11. Мужчина, держащий в руках полосатую палку (инспектор)

12. Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)

Вопросы для 2-ой команды

1. Человек, управляющий транспортом (водитель)

2. Человек, идущий вдоль дороги (пешеход)

3. Пассажирский транспорт, работающий на бензине (автобус)

4. Транспортное происшествие (авария)

5. Место ожидания транспорта (остановка)

6. Конец дороги (тупик)

7. Что означает знак в прямоугольнике

с красным крестом внутри (больница)

8. Машина с зеленым глазом (такси)

9. Человек, несоблюдающий правила (нарушитель)

10. Устройство, останавливающее движение

людей и машин (светофор)

11. Транспорт с коляской (мотоцикл)

12. «Усатый» транспорт (троллейбус)

 В: Пока жюри подводит итоги – мы с вами немного отдохнем. Музыкальная пауза – участникам команд предлагается спеть куплет песни, в которой есть название какого-нибудь транспорта или что-то связанное с дорожным движением.