
Проект «Мы читаем С.Я.Маршака»
Актуальность: Художественная литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Первыми стихами, с которыми знакомятся малыши, являются стихи С.Я Маршака, с них начинается изучение красоты и удивительного разнообразия окружающего мира при помощи лёгкого и доступного детям языка поэзии. Стихи и шутки С. Маршака имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребёнка. Расширяют знания ребёнка об окружающем мире развивают воображение и фантазию, воздействуют на личность малыша, учат добру.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством С.Я. Маршака будет способствовать развитию интереса к книге, которая является прекрасной альтернативой компьютеру и телевизору.
Проблема:
У детей наблюдается низкая заинтересованность классической детской художественной литературой.
Цель: Расширить представления детей о произведениях С.Я. Маршака. Создание условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака.
- Способствовать развитию диалогической, монологической речи, коммуникативных способностей детей.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, обогащать словарный запас.
- Научить отражать содержание сказок в играх-драматизациях.
- Пересказывать сказку с помощью наглядной модели.
Развивающие:
- Развивать умение эмоционально и выразительно передавать содержание небольших отрывков сказок.
- Развивать творческие проявления в процессе создания образов героев сказок, в речевой, изобразительной деятельности.
- Развивать память, мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь, сострадание к близким.
- Вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми.
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность: две недели
Участники: дети старшей группы; воспитатели; музыкальный руководитель, родители.
Виды детской деятельности:
- Восприятие художественной литературы
- Познавательная
- Коммуникативная
- Игровая
- Музыкально-художественная
Предполагаемые результаты
- Повышение интереса детей к книге, творчеству С. Я. Маршака.
- Сформированы умения анализировать события, поступки героев, аргументированно их оценивать.
- Активизация речевой деятельности детей.
- Дети умеют пересказывать сказки, с помощью мнемотаблицы.
- Передают образы героев сказки с помощью средств невербальной, интонационной выразительности.
- Активно участвуют в разных видах творческой художественной деятельности. С помощью рисования, лепки, аппликации создают образы любимых героев сказок.
- Стремятся к самовыражению во время участия в игре-драматизации сказки
Первый этап (подготовительный)
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Оформление книжного уголка иллюстрациями к сказкам С.Я. Маршака.
- Подготовка оборудования к занятиям по художественной литературе.
- Консультация для родителей по теме проекта. «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»
Второй этап (основной)
Чтение художественной литературы
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- «Кошкин дом»
- «Усатый полосатый»
- «Почта»
- «Двенадцать месяцев»
- загадки
Беседы о сказках. Рассматривание иллюстраций, восстановление последовательности сюжета.
- «Где обедал воробей?» Беседа по тексту. Рассматривание иллюстраций к сказке. И обсуждение ответа на вопрос: «К какому фрагменту рисунок?»
- Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?» (с помощью метода моделирования, с использованием мнемотаблицы).
- Заучивание отрывков из поэтических сказок
- Обыгрывание фрагментов произведений «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки»
- Слушание аудиозаписи сказок С.Я. Маршака.
- Отгадывание загадок о героях сказок С.Я. Маршака
- Образовательная ситуация «Назови сказку»
- Просмотр мультфильмов по сказкам С.Я. Маршака.
Беседы:
- Вводная беседа «Книги С.Я.Маршака»
- Беседы о сезонных изменениях по стихотворению «Круглый год», о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч».
Подвижные игры:
- «Кот и мыши»
- «Кот и воробышки»
- «Мой веселый звонкий мяч
Дидактические игры:
- «Доскажи словечко»
- «Какая сказка лишняя»
- «Угадай героя сказки по описанию»
- «Угадай к какой сказке иллюстрация»
- «Угадай название сказки»
- «Разложи картинки по порядку» (по стихотворению «Где обедал воробей»)
- «Собери картинку»
Пальчиковая гимнастика
- «Прилетели пташки»
- «Детёныши»
Образно-игровые этюды:
- «Мама-кошка укладывает котенка спать»
- «Кошка угощает гостей чаем»,
- «Котята просят кошку о помощи»,
- «Петушок ходит по двору»,
- «У меня зазвонил телефон»
Продуктивная деятельность:
Рисование по произведениям «Детки в клетке», «Радуга», «Усатый полосатый»
- Работа с раскрасками по сказкам С. Я. Маршака
- Работа с раскрасками С.Я. Маршак «Кошкин дом»
Лепка по стихотворениям
- «Детки в клетке»,
- «Мяч» (пластилинография)
- Коллективная работа «Пластилиновая сказка» по произведению «Сказка о глупом мышонке».
Аппликация
«Перчатки» по стихотворению «Перчатки».
«Лисица» (по стихотворению «Где обедал воробей»)
Конструирование из бумаги по произведению С.Я. Маршака «Почта»
Третий этап (заключительный)
Выставка рисунков по произведениям Маршака
Выставка книжек – самоделок по произведениям С. Я. Маршака
Литературная викторина «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака». (Библиотека)
Театрализованное представление по сказке С.Я Маршака «Кошкин дом»
Литература:
«Приобщение дошкольников к художественной литературе» Парциальная программа. Планирование. Образовательная деятельность на основе сказок, литературных произведений.
Автор-составитель О.А. Колобова Издательство «Учитель» Волгоград